Ребенок - это человек! Этот маленький человек нуждается в воспитании без насилия: не окриков и наказания, а поддержки и мудрых советов родителей, не жестокого и злого обращения, а добра, заботы и любви. Но, к сожалению, часто меньше любви достается нашим самым любимым людям. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения: крику, если мы кричим; грубости, если мы грубим; жестокости, если мы это демонстрируем.
Виды жестокого обращения с детьми:
1. физическое,
2. моральная жестокость (пренебрежение основными потребностями ребенка),
3. психологическое (эмоциональное).
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
1)Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.
Влияние физического насилия на ребенка:
Поведенческие и психологические индикаторы:
§ малоподвижность, безразличие к окружающему миру;
§ боязнь физического контакта с взрослыми;
§ реакция испуга на плач других детей;
§ редкая улыбка и проявления радости;
§ плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль
§ отсутствие сопротивления, примирение со случившимся;
§ заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
§ лживость, воровство;
§ копирование поведения взрослых;
§ жестокое отношение к животным;
§ болезненное отношение к замечаниям, критике.
Признаки физического насилия над ребенком:
раны и синяки:
- разные по времени возникновения;
- в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);
- непонятного происхождения;
- имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);
ожоги:
топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;
укусы:
следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, отпечатки верхних и нижних резцов, типично наличие кровоподтеков;
«синдром тряски»:
возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его назад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.
Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:
- родители поздно обращаются за медицинской помощью или индикатором обращения являются другие люди;
- следы травм различной давности;
- родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;
- обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;
- не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;
- отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);
- повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.
2. Моральная жестокость - (отсутствие заботы о детях) – отсутствие соответствующих возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, медицинской помощи; отсутствия заботы и присмотра за ребёнком; отсутствия внимания и любви к ребёнку.
Влияние моральной жестокости на ребенка
Поведенческие и физические индикаторы проявления моральной жестокости:
- не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;
- ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
- нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);
- не ходит в детский сад, школу, прогуливает уроки, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;
- устает, апатичен, сонный вид, опухшие веки, имеет отклонения в поведении.
а так же:
-неумение играть;
- постоянный поиск внимания или участия;
- крайности поведения - инфантилизм или принятие роли взрослого,
- поведение в «псевдо взрослой манере»,
-агрессивность или замкнутость,
- неразборчивое дружелюбие или не желание общаться;
-жестокость к животным;
- раскачивание на стульях,
-сосание пальцев.
3) Психологическое (эмоциональное насилие) - как «единократное или хроническое воздействие на ребёнка или его отвержение».
Формы психологического насилия.
Психологически жестокое обращение с ребенком приобретает следующие основные формы.
1.Отвержение. При активном отвержении родитель отказывается выполнять просьбы или удовлетворять потребности ребенка, демонстрируя при этом сильную неприязнь.
2.Отказ в эмоциональном отклике. Эта пассивная форма отказа ребенку в теплых чувствах, заключающаяся в излишней холодности, нежелании или неспособности ответить на предпринимаемые ребенком попытки общения.
3. Унижение. Унижение ребенка в присутствии других или постоянное высмеивание его, употребление по отношению к нему обидных прозвищ или бранных слов. В результате частых оскорблений достоинства или умственных способностей ребенка его самооценка или самоуважение снижаются.
4. Запугивание. Родители целенаправленно поддерживают у ребенка стабильное чувство страха, постоянное напряжение, запугивают его, принуждают быть свидетелем надругательства над любимым человеком или угрожают применить насилие к нему самому. Ребенок, слышащий угрозы типа: «Будешь плохо вести себя, голову оторву!», постоянно испытывает страх. Одна из форм запугивания – оставить расшалившегося ребенка на улице, где он окажется незащищенным от опасности.
5.Изоляция. Изолирование ребенка от нормального общения, запрет играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях – все это может быть формой психологического насилия. А такие способы изоляции, как запереть ребенка в темной комнате, шкафу, кладовке, сарае, можно рассматривать и как запугивание.
6. Эксплуатация. Предъявление ребенку чрезмерных, не соответствующих возрасту требований. Кроме того, использование невинности или слабости ребенка (наиболее очевидным примером эксплуатации является сексуальное насилие).
7. «Торговля запретами». Манипулирование ребенком с использованием негативных подкреплений (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим следует запрет смотреть телевизор или гулять).
8. Моральное разложение. Привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (вовлечение или принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).
Индикаторы психологического насилия.
К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся: сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез; психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе или в области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо, замедление физического, психического и общего развития ребенка.
К поведенческим индикаторам относятся: эмоциональная невосприимчивость, равнодушие, или наоборот, чрезмерная ранимость; понижение самооценки и самоуважения; грусть или выраженная депрессия; замкнутость в себе, задумчивость, или, наоборот, агрессивность; «прилипчивость» к любому взрослому в поисках внимания и тепла; социальная беспомощность; ночные приступы страха, плохой сон; отсутствие интереса к играм.
К социальным индикаторам (то есть к особенностям семейной обстановки, говорящим о психологическом насилии по отношению к детям) можно отнести: предъявление ребенку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться; непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку; суровые наказания ребенка; чрезвычайно критичное отношение к ребенку; постоянные его обвинения; проявление злости и запугивание ребенка.
В процессе развития ребенку приходится неоднократно испытывать эмоциональное напряжение из-за действий взрослого или другого ребенка: страх, гнев, горе, унижение, волнение, подавленность и т.д. Как известно, продолжительное эмоциональное напряжение может тормозить нормальное психическое развитие ребенка. При такой ситуации развития эмоциональная жизнь ребенка становится однобокой, затрудняется как понимание собственных эмоций, так и их внешнее проявление. Вследствие односторонности эмоций ребенок не учится распознавать и понимать чувства других людей, адекватно реагировать на них.
Маркеры поведения ребенка, пережившего насилие
№ |
Поведенческий маркер |
Проявление маркера в поведении |
1. |
Перемены в поведении и в повседневных привычках ребенка дома, вне дома, в отношениях со сверстниками и взрослыми |
Ребенок может потерять интерес к тому, что раньше его занимало, стать нервозным, боязливым. Может избегать контактов с определенными людьми, переменить манеру одеваться. |
2. |
Регресс в поведении |
Ребенок разучивается или не желает делать то, что он ранее усвоил или привык делать, словно он стал меньше возрастом. Например, младший школьник начинает сосать палец или бессвязно говорить. |
3. |
Сверхбдительность или повышенная возбудимость |
Немотивированная бдительность проявляется в том, что ребенок постоянно следит за происходящим вокруг, словно ему постоянно что-то угрожает. При повышенной возбудимости дети не могут усидеть на месте, проявляют беспокойство. |
4. |
Стремление избегать всего, что связано с травмой |
Ребенок не желает думать, чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех местах, которые были связаны с травмой. |
5. |
Нарушение доверия к окружающим людям |
У детей постоянно присутствует ощущение опасности. Они боятся взрослых, причем не только мужчин, от которых чаще исходит насилие, но и женщин, их пугают новые жизненные ситуации. |
6. |
Наличие страхов |
Их может быть много, и часто они имеют сильную степень выраженности. Некоторые дети не в состоянии находиться одни в комнате, боятся темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти по улице и другое. |
7. |
Депрессивные состояния и суицидальные мысли, попытки |
Чем меньше возраст ребенка, тем более скрыты его депрессивные переживания. Ребенок может и не говорить, что у него плохое настроение, но депрессия проявляется в форме жалоб: «Не хочется кушать, не интересно играть». Пока у ребенка не сформированы представления о жизни и смерти, попытки суицида не возникают. Поэтому у детей младше 6-8 лет суицидальные тенденции проявляются крайне редко, а у подростков, переживших насилие, гораздо чаще возникают стойкие депрессивные переживания, мысли о смерти, суицидальные попытки. |
8. |
Агрессивность по отношению к другим |
У ребенка могут наблюдаться резкие вспышки раздражения, он не контролирует себя, дерется, жестоко обращается с животными, проявляет сильный гнев или ярость. Например, ломая куклы, они вырывают у них язык, глаза, руки, ноги. Замечено, что у мальчиков и девочек обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки постарше могут проявлять агрессию против себя. |
9. |
Склонность к аутодеструктивному поведению |
Занимаясь самоистязанием, причиняя себе вред, физическую боль, ребенок как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает в пережитой им ситуации, травмирующей не только физически, но и психически. Переносить физическую боль ему легче, чем испытывать боль душевную. Кроме того, они считают себя плохими и добровольно наказывают себя. |
10. |
Диссоциации |
Ребенок как бы отделяет себя от тела и погружается в свои мысли, достигая ощущения эмоционального безразличия к миру. Такое состояние может находить на ребенка внезапно, даже во время игры, если кто-то его обидел или что-то напомнило ему травматическое событие. Состояние выключенности бывает очень кратковременным, но если ребенок не найдет других, более конструктивных способов адаптации и будет часто практиковать подобный защитный механизм, то это может привести к раздвоению личности, к множественности личности, что происходит, правда, довольно редко. |
Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.
Фотоматериалы к новости
Категория новости: Страничка психолога
Дата публикации: 8-11-2021, 12:37
Просмотров: 86